Примечания

 

1Улемы

-

Богословы, теологи (араб.); в повести под этим словом подразумеваются, прежде всего, недостаточно образованные муллы.

 

 

 

2Мектеб

-

Обычно деревенская школа при мечети (араб.).

 

 

 

3Медресе

-

Религиозное учебное заведение с 10-12- летним сроком обучения, программа которого включала, главным образом, чисто теологические и религиозно-обрядовые дисциплины; после реформы начала ХХ века программа была дополнена рядом гуманитарных и естественнонаучных предметов (араб.).

 

 

 

4Хазрат

-

Светлейший господин (араб.); у булгар это слово обычно использовалось при обращении к муллам, либо при упоминании о них в третьем лице.

 

 

 

5Кари

-

Чтец Корана (араб.).

 

 

 

6«Альхамдулиллах»

-

«Слава Богу!» (араб.).

 

 

 

7Приговор

-

Решение сельского схода в дореволюционной России.

 

 

 

8Кыбла

-

Направление на Каабу (мечеть в форме куба, главная святыня мусульман) в Мекке (араб.).

 

 

 

9Такбир

-

Произнесение слов "Аллах Акбар" ("Бог Превелик"), араб.

 

 

 

10Мухаджир

-

Эмигрант, переселенец (араб.).

 

 

 

11Кютахья

-

Один из крупных городов восточной части Анатолии (центральной части Османской империи), главный населенный пункт одноименного вилаета (провинции).

 

 

 

12"Сайф-аль-мулюк"

-

«Меч королей» (араб.), произведение Маджлиси (конец XV-начало XVI вв.), очень популярное у булгар (араб.).

 

 

 

13""Кыйсса-и Юсуф"

-

«Сказание о Юсуфе" (арабо-перс.)- поэма великого булгарского поэта XIII столетия Кул Гали. Строки Исхаки о бесполезности подобных книг свидетельствуют о юношеском нигилизме автора. Как известно, таких же взглядов на творчество средневековых булгарских и вообще, мусульманских авторов придерживался Габдулла Тукай и некоторые другие молодые булгарские писатели и поэты начала ХХ века. Эти взгляды были отражением переломного момента в развитии булгарской литературы, стремления молодого поколения отринуть старые литературные образцы и противопоставить им новые приемы и методы творчества.

 

 

 

14Усул-и-джадид

-

Буквально: "новый метод" (араб.). Первоначально данный термин означал лишь прогрессивный метод звукового обучения (в противовес старому, буквослагательному) грамоте. В дальнейшем, это сочетание стало восприниматься как обозначение реформаторского направления (главным образом в деле образования и просвещения).

 

 

 

15Абджад (абджад хисабы)

-

система счета, в рамках которой каждой букве арабского алфавита присваивается определенная цифра, а сами буквы сгруппированы в семь сочетаний (араб.).

 

 

 

16Тый, сын, тэ

-

Названия букв арабского алфавита.

 

 

 

17Меджлис

-

«собрание» в широком смысле (араб.).

 

 

 

18Таджвид

-

комплекс фонетических норм для правильного чтения Корана.

 

 

 

19Мударрис

-

преподаватель медресе, как правило, обучавший наукам религиозного цикла.

 

 

 

20Ага

-

Форма уважительного обращения к старшему по возрасту.

 

 

 

21"Тарджеман" (Переводчик)

-

первая общемусульманская российская газета (1883-1918), издававшаяся в Крыму. Редактором ее до своей смерти в 1914г. был Исмаил бей (бек) Гаспринский.

 

 

 

22Мурза (мирза)

-

Наследственный феодальный аристократ.

 

 

 

23Тарикат

-

Суфийское братство.

 

 

 

24Иблис

-

Дьявол.

 

 

 

25Ишан

-

Наставник (у суфиев), крупный религиозный авторитет, известный своим благочестием. Некоторые из ишанов злоупотребляли своим положением и критический запал Г.Исхаки направлен против них.

 

 

 

26Махдум

-

сын муллы или другого представителя мусульманского духовенства.

 

 

 

27Бухарцы

-

муллы, получавшие образование в бухарских медресе. Некоторые из них приобретали там привычку курить опий.

 

 

 

28Устазбике

-

Обычно: жена муллы.

 

 

 

29Шариат

-

Правовой кодекс мусульман.

 

 

 

30Тахлил

-

произнесение слов "нет божества, кроме Аллаха".

 

 

 

31"Фазаиль-аш-шухур"

-

Сборник религиозно-дидактических рассказов, составленный в XIX веке Джамалетдином Бикташи.

 

 

 

32Сенной базар

-

До революции крупный рынок в Казани в районе современных улиц Кирова и Парижской Коммуны.

 

 

 

33Хальфа

-

Преподаватель, учитель. Имя Габд-аш-Шамс переводится как «раб солнца» и у мусульман оно не возможно по определению. В данном случае Гаяз Исхаки вводит его для характеристики крайнего невежества конкретного просителя, с одной стороны, и живучести языческих пережитков среди определенной части мусульман Волго-Уралья, с другой. 

 

 

 

34Алат

-

большое село в Заказанье.

 

 

 

35Шамаиль

-

Изображение религиозно значимых объектов (преимущественно зданий в Мекке, Медине, Стамбуле и др.) в комбинации с каллиграфически выполненными сурами или аятами из Корана.

 

 

 

36Абыстай (абызтай)

-

Жена служителя мусульманского духовенства, как правило, образованная. У булгар абыстай занималась обучением девочек в мектебах при мечетях или у себя дома.

 

 

 

37Ахунд

-

(в просторечии - ахун), духовный сан у мусульман, стоявший выше муллы; нередко использовался как посредник между духовенством и гражданской властью.

 

 

 

38Духовное Управление

-

Духовное Управление мусульман России было учреждено по указу императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года; находилось попеременно в Оренбурге и Уфе. Служило орудием контроля за деятельностью российских приверженцев Ислама.

 

 

 

39Екатерининская улица

-

В настоящее время - часть улицы Татарстан.

 

 

 

40Мещанская улица

-

ныне улица Нариманова.

 

 

 

41Сеннобазарская, Апанаевская, Бурнаевская, Азимовская, Голубая, Усмановская мечети, Галиевское медресе

-

Сеннобазарская мечеть построена в 1845г. Реконструирована с восстановлением минарета (разрушен в первые десятилетия Советской власти) в 1989г. Сейчас носит название «Нуруллах» (ул. Кирова, 74); Апанаевская мечеть возведена в 1768 г. (ул. Каюма Насыри, 27); Бурнаевская мечеть построена на деньги Садыка Бурнаева в 1872 г. (ул. Ахтямова, 5); Азимовскую мечеть, одну из самых красивых в Казани, возвели на средства купцов Азимовых в 1887г. (ул. Вахитова, 1); Голубая (“Зэнгэр”) мечеть была построена в 1812г. (ул. Нариманова, 28/19); Усмановская мечеть возведена в 1906г. (ул. Гафури, 67). Галиевское медресе называлось так по имени построившего  его на свои деньги Мухаммеджана Галиева; более известно под названием медресе «Мухаммадия». Исключительную роль в развитии этого учебного заведения и превращении его в своеобразный мусульманский университет сыграл сын М. Галиева - выдающийся булгарский педагог, богослов и общественный деятель Галимджан Баруди, ставший после февральской революции 1917 года первым свободно избранным муфтием мусульман Внутренней России. Медресе было закрыто в 1918 году и возобновило свою деятельность в начале 1990-х годов.

 

 

 

42Булгарские буквы

-

здесь: арабские буквы.

 

 

 

43"Кафия", "Шарх-и-мулла", "Исагуджи"…

-

названия книг по языку, формальной логике и т.д., изучавшихся в схоластических медресе.

 

 

 

44Хусаиновы 

-

Оренбургские купцы братья Хусаиновы: Ахмед (1837 - 1906), Махмуд (1839 - 1912), Гани (1840 - 1902). Крупнейшие булгарские благотворители и меценаты. Начиная с 1870-х годов и вплоть до Октябрьского переворота 1917 года финансировали строительство и функционирование около шестидесяти мектебов и медресе на территории Булгар Иле.

 

 

 

45Троицк

-

Один из крупнейших центров булгарской религиозной и культурной жизни 19 - начала 20 вв. Ныне административно входит в Челябинскую область Российской Федерации.

 

 

 

46Ханака

-

прибежище дервишей и суфиев.

 

 

 

47Прекрасный Иосиф (Юсуф) 

-

Библейский и Коранический персонаж. Поэма о Юсуфе (Кысса-и-Юсуф), принадлежащая перу великого булгарского поэта конца 12 - первой четверти 13 вв. Кул Гали была на протяжении столетий одной из наиболее популярных и читаемых булгарами книг.

 

 

 

48 «Цыганка», «Падчерица» и др.

-

Названия опер не что иное как плод воображения Исхаки. До создания крупных музыкальных произведений в самом начале 20 века было еще очень далеко.

 

 

 

49Узбек

-

Мухаммед Узбек хан - правитель Булгаро-Сарайского государства в 1313-1342гг.

 

 

 

50Мугаллим

-

преподаватель, учитель.

 

 

 

51Шакирд

-

Ученик медресе.

 

 

 

52Фарра, ба,а, икша,арра

-

арабские глаголы (бежать, продавать, дрожать).

 

 

 

53Шарх-и Абдулла

-

учебник арабской грамматики (морфологии) на персидском языке.

 

 

 

54Дерево ада

-

Дерево, называемое «заккум», плоды которого предназначены для грешников.

 

 

 

55Лотос крайнего предела

-

Коранический термин для обозначения определенного места на седьмом небесном своде.

 

 

 

56 «Кабан»

-

Газета с таким названием никогда не издавалась, впрочем как и другие: «Сакмар», «Хазар» и т.д.

 

 

 

57 «Лам-алиф»

-

Единственная сдвоенная буква в арабском алфавите (л + а). В конце 19 - начале 20 вв. среди булгарских мусульман имела место дискуссия о целесообразности сохранения буквосочетания «лам-алиф». В то время как Исмаил Гаспринский и некоторые другие выступали за упразднение этой графемы, указывая на то, что это облегчит изучение арабского алфавита, группа улемов (среди них выделялся казанский мулла Гарифулла Салихов) настаивала на сохранении «лам-алиф»а как неотъемлемого элемента арабской графической системы.

 

 

 

58Улу Мухаммед (1405-1445)

-

один из последних могущественных ханов Булгаро-Сарайского государства.

59Шахри Булгар

-

Одна из бывших столиц Булгарского государства. Лишь здесь сохранились отдельные образцы булгарской архитектуры конца 13 - первой четверти 14 века: мавзолеи (тюрбе), основание соборной мечети (джами), так называемая «Черная Палата» (предположительно, здание суда), остатки фундаментов общественных бань с подпольным отоплением, Малый и недавно восстановленный Большой минареты. На территории Булгарского музея-заповедника также сосредоточены несколько десятков надгробных камней конца 13 - первой половины 14 столетий.

 

 

 

60…верх минарета

-

Речь идет о Малом минарете, излюбленном месте локального паломничества булгарских мусульман.

 

 

 

61Кышкар, Сатыш

-

Крупные аулы в Заказанье, в которых находились известные медресе.

 

 

 

62Аббасиды

-

Династия арабских халифов, пришедшая на смену Омейядам (661 - 750). Первым ее представителем был Ас-Саффах (749 - 754), последним (в Багдаде) - Аль-Мустасим, зверски убитый монгольскими захватчиками под предводительством Хулагу (1258г.) Рассвет правления Аббасидов пришелся на 8 - 9 вв. При халифе Аль-Муктадире, мать которого была тюркского (возможно, булгарского) происхождения, было организовано посольство халифата в Булгарское государство. Его участник Ибн Фадлан оставил интереснейшие «Записки» (Рисале) о путешествии в  булгарские земли.

 

 

 

63 Каракорум

-

Ставка монгольских (татарских) ханов до правления Кубилая

 

 

 

64Хариджиты

-

одна из первых сектантских групп в Исламе.

 

© Bulgar Ile. Информационная газета "Болгар Иле". Гаяз Исхаки. Вырождение двести лет спустя. Перевод Рашида Кадырова. 2003 год
Информация Вырождение двести лет спустя Духовное Завещание
         
Сайт управляется системой uCoz