1Улемы
|
-
|
Богословы, теологи (араб.); в повести под этим словом подразумеваются, прежде всего, недостаточно
образованные муллы.
|
|
|
|
2Мектеб
|
-
|
Обычно деревенская школа при мечети (араб.).
|
|
|
|
3Медресе
|
-
|
Религиозное учебное заведение с 10-12- летним сроком обучения, программа
которого включала, главным образом, чисто теологические и религиозно-обрядовые
дисциплины; после реформы начала ХХ века программа была дополнена
рядом гуманитарных и естественнонаучных предметов (араб.).
|
|
|
|
4Хазрат
|
-
|
Светлейший господин (араб.); у булгар это слово обычно использовалось при обращении к муллам, либо
при упоминании о них в третьем лице.
|
|
|
|
5Кари
|
-
|
Чтец Корана (араб.).
|
|
|
|
6«Альхамдулиллах»
|
-
|
«Слава Богу!» (араб.).
|
|
|
|
7Приговор
|
-
|
Решение сельского схода в дореволюционной России.
|
|
|
|
8Кыбла
|
-
|
Направление на Каабу (мечеть в форме куба, главная святыня мусульман)
в Мекке (араб.).
|
|
|
|
9Такбир
|
-
|
Произнесение слов "Аллах Акбар" ("Бог Превелик"),
араб.
|
|
|
|
10Мухаджир
|
-
|
Эмигрант, переселенец (араб.).
|
|
|
|
11Кютахья
|
-
|
Один из крупных городов восточной
части Анатолии (центральной части Османской империи), главный
населенный пункт одноименного вилаета
(провинции).
|
|
|
|
12"Сайф-аль-мулюк"
|
-
|
«Меч королей» (араб.), произведение Маджлиси
(конец XV-начало XVI вв.), очень популярное у булгар
(араб.).
|
|
|
|
13""Кыйсса-и Юсуф"
|
-
|
«Сказание о Юсуфе" (арабо-перс.)-
поэма великого булгарского поэта XIII столетия
Кул Гали. Строки Исхаки о бесполезности
подобных книг свидетельствуют о юношеском нигилизме автора. Как
известно, таких же взглядов на творчество средневековых булгарских
и вообще, мусульманских авторов придерживался Габдулла
Тукай и некоторые другие молодые булгарские писатели и
поэты начала ХХ века. Эти взгляды были отражением переломного
момента в развитии булгарской литературы, стремления молодого
поколения отринуть старые литературные образцы и противопоставить
им новые приемы и методы творчества.
|
|
|
|
14Усул-и-джадид
|
-
|
Буквально: "новый метод" (араб.). Первоначально данный
термин означал лишь прогрессивный метод звукового обучения (в
противовес старому, буквослагательному)
грамоте. В дальнейшем, это сочетание стало восприниматься как
обозначение реформаторского направления (главным образом в деле
образования и просвещения).
|
|
|
|
15Абджад (абджад хисабы)
|
-
|
система счета, в рамках которой каждой букве арабского алфавита
присваивается определенная цифра, а сами буквы сгруппированы в
семь сочетаний (араб.).
|
|
|
|
16Тый, сын, тэ
|
-
|
Названия букв арабского алфавита.
|
|
|
|
17Меджлис
|
-
|
«собрание» в широком смысле
(араб.).
|
|
|
|
18Таджвид
|
-
|
комплекс фонетических норм для правильного чтения Корана.
|
|
|
|
19Мударрис
|
-
|
преподаватель медресе, как правило, обучавший наукам религиозного
цикла.
|
|
|
|
20Ага
|
-
|
Форма уважительного обращения к старшему
по возрасту.
|
|
|
|
21"Тарджеман" (Переводчик)
|
-
|
первая общемусульманская российская газета
(1883-1918), издававшаяся в Крыму. Редактором ее до своей смерти
в 1914г. был Исмаил бей (бек) Гаспринский.
|
|
|
|
22Мурза (мирза)
|
-
|
Наследственный феодальный аристократ.
|
|
|
|
23Тарикат
|
-
|
Суфийское братство.
|
|
|
|
24Иблис
|
-
|
Дьявол.
|
|
|
|
25Ишан
|
-
|
Наставник (у суфиев), крупный религиозный
авторитет, известный своим благочестием. Некоторые из ишанов злоупотребляли
своим положением и критический запал
Г.Исхаки направлен против них.
|
|
|
|
26Махдум
|
-
|
сын муллы или другого представителя мусульманского духовенства.
|
|
|
|
27Бухарцы
|
-
|
муллы, получавшие образование в бухарских медресе. Некоторые из
них приобретали там привычку курить опий.
|
|
|
|
28Устазбике
|
-
|
Обычно: жена муллы.
|
|
|
|
29Шариат
|
-
|
Правовой кодекс мусульман.
|
|
|
|
30Тахлил
|
-
|
произнесение слов "нет божества, кроме Аллаха".
|
|
|
|
31"Фазаиль-аш-шухур"
|
-
|
Сборник религиозно-дидактических рассказов, составленный в XIX веке Джамалетдином
Бикташи.
|
|
|
|
32Сенной базар
|
-
|
До революции крупный рынок в Казани в районе современных улиц Кирова
и Парижской Коммуны.
|
|
|
|
33Хальфа
|
-
|
Преподаватель, учитель. Имя Габд-аш-Шамс
переводится как «раб солнца» и у мусульман оно не возможно по
определению. В данном случае Гаяз Исхаки
вводит его для характеристики крайнего невежества конкретного
просителя, с одной стороны, и живучести
языческих пережитков среди определенной части мусульман Волго-Уралья,
с другой.
|
|
|
|
34Алат
|
-
|
большое село в Заказанье.
|
|
|
|
35Шамаиль
|
-
|
Изображение религиозно значимых объектов (преимущественно зданий
в Мекке, Медине, Стамбуле и др.) в комбинации с каллиграфически
выполненными сурами или аятами из Корана.
|
|
|
|
36Абыстай (абызтай)
|
-
|
Жена служителя мусульманского духовенства, как правило, образованная.
У булгар абыстай занималась обучением
девочек в мектебах при мечетях или у
себя дома.
|
|
|
|
37Ахунд
|
-
|
(в просторечии - ахун), духовный сан у
мусульман, стоявший выше муллы; нередко использовался как посредник
между духовенством и гражданской властью.
|
|
|
|
38Духовное Управление
|
-
|
Духовное Управление мусульман России было учреждено по указу императрицы
Екатерины II от 22
сентября 1788 года; находилось попеременно в Оренбурге и Уфе.
Служило орудием контроля за деятельностью
российских приверженцев Ислама.
|
|
|
|
39Екатерининская улица
|
-
|
В настоящее время - часть улицы Татарстан.
|
|
|
|
40Мещанская улица
|
-
|
ныне улица Нариманова.
|
|
|
|
41Сеннобазарская, Апанаевская, Бурнаевская, Азимовская, Голубая, Усмановская мечети, Галиевское медресе
|
-
|
Сеннобазарская мечеть
построена в 1845г. Реконструирована с
восстановлением минарета (разрушен в первые десятилетия Советской
власти) в 1989г. Сейчас носит название «Нуруллах»
(ул. Кирова, 74); Апанаевская мечеть
возведена в 1768 г. (ул. Каюма Насыри,
27); Бурнаевская мечеть построена на
деньги Садыка Бурнаева в 1872 г. (ул.
Ахтямова, 5); Азимовскую мечеть,
одну из самых красивых в Казани, возвели на средства купцов Азимовых
в 1887г. (ул. Вахитова, 1); Голубая
(“Зэнгэр”) мечеть была построена в 1812г. (ул. Нариманова, 28/19); Усмановская
мечеть возведена в 1906г. (ул. Гафури,
67). Галиевское медресе
называлось так по имени построившего
его на свои деньги Мухаммеджана
Галиева; более известно под названием медресе «Мухаммадия». Исключительную роль в развитии этого учебного заведения и превращении его
в своеобразный мусульманский университет сыграл сын М. Галиева
- выдающийся булгарский педагог, богослов и общественный деятель
Галимджан Баруди, ставший после
февральской революции 1917 года первым свободно избранным муфтием
мусульман Внутренней России. Медресе было закрыто в 1918 году
и возобновило свою деятельность в начале 1990-х годов.
|
|
|
|
42Булгарские буквы
|
-
|
здесь: арабские буквы.
|
|
|
|
43"Кафия", "Шарх-и-мулла",
"Исагуджи"…
|
-
|
названия книг по языку, формальной логике и т.д., изучавшихся в
схоластических медресе.
|
|
|
|
44Хусаиновы
|
-
|
Оренбургские купцы братья Хусаиновы: Ахмед (1837 - 1906), Махмуд (1839 - 1912), Гани (1840
- 1902). Крупнейшие булгарские благотворители и меценаты. Начиная с 1870-х годов и вплоть
до Октябрьского переворота 1917 года финансировали строительство
и функционирование около шестидесяти мектебов
и медресе на территории Булгар Иле.
|
|
|
|
45Троицк
|
-
|
Один из крупнейших центров булгарской религиозной
и культурной жизни 19 - начала 20 вв. Ныне административно входит
в Челябинскую область Российской Федерации.
|
|
|
|
46Ханака
|
-
|
прибежище дервишей и суфиев.
|
|
|
|
47Прекрасный Иосиф (Юсуф)
|
-
|
Библейский и Коранический персонаж. Поэма о Юсуфе (Кысса-и-Юсуф), принадлежащая перу великого булгарского поэта
конца 12 - первой четверти 13 вв. Кул
Гали была на протяжении столетий одной из наиболее популярных
и читаемых булгарами книг.
|
|
|
|
48 «Цыганка», «Падчерица» и др.
|
-
|
Названия опер не что иное как плод воображения Исхаки. До создания крупных музыкальных
произведений в самом начале 20 века было еще очень далеко.
|
|
|
|
49Узбек
|
-
|
Мухаммед Узбек хан - правитель Булгаро-Сарайского
государства в 1313-1342гг.
|
|
|
|
50Мугаллим
|
-
|
преподаватель, учитель.
|
|
|
|
51Шакирд
|
-
|
Ученик медресе.
|
|
|
|
52Фарра, ба,а,
икша,арра
|
-
|
арабские глаголы (бежать, продавать, дрожать).
|
|
|
|
53Шарх-и Абдулла
|
-
|
учебник арабской грамматики (морфологии) на персидском языке.
|
|
|
|
54Дерево ада
|
-
|
Дерево, называемое «заккум», плоды которого
предназначены для грешников.
|
|
|
|
55Лотос крайнего предела
|
-
|
Коранический термин для обозначения определенного места на седьмом
небесном своде.
|
|
|
|
56 «Кабан»
|
-
|
Газета с таким названием никогда не издавалась, впрочем как и другие: «Сакмар»,
«Хазар» и т.д.
|
|
|
|
57 «Лам-алиф»
|
-
|
Единственная сдвоенная буква в арабском алфавите (л + а). В конце 19 - начале 20 вв. среди булгарских мусульман
имела место дискуссия о целесообразности сохранения буквосочетания
«лам-алиф». В то время как Исмаил Гаспринский и некоторые другие выступали за упразднение
этой графемы, указывая на то, что это облегчит изучение арабского
алфавита, группа улемов (среди них выделялся
казанский мулла Гарифулла Салихов) настаивала на сохранении «лам-алиф»а как неотъемлемого элемента
арабской графической системы.
|
|
|
|
58Улу Мухаммед (1405-1445)
|
-
|
один из последних могущественных ханов
Булгаро-Сарайского государства.
|
59Шахри Булгар
|
-
|
Одна из бывших столиц Булгарского государства. Лишь здесь сохранились
отдельные образцы булгарской архитектуры конца 13 - первой четверти
14 века: мавзолеи (тюрбе), основание соборной мечети (джами), так называемая «Черная Палата» (предположительно,
здание суда), остатки фундаментов общественных бань с подпольным
отоплением, Малый и недавно восстановленный Большой минареты.
На территории Булгарского музея-заповедника также сосредоточены
несколько десятков надгробных камней конца 13 - первой половины
14 столетий.
|
|
|
|
60…верх минарета
|
-
|
Речь идет о Малом минарете, излюбленном месте локального паломничества
булгарских мусульман.
|
|
|
|
61Кышкар, Сатыш
|
-
|
Крупные аулы в Заказанье,
в которых находились известные медресе.
|
|
|
|
62Аббасиды
|
-
|
Династия арабских халифов, пришедшая на смену Омейядам
(661 - 750). Первым ее представителем был Ас-Саффах
(749 - 754), последним (в Багдаде) - Аль-Мустасим,
зверски убитый монгольскими захватчиками под предводительством
Хулагу (1258г.) Рассвет правления Аббасидов
пришелся на 8 - 9 вв. При халифе Аль-Муктадире,
мать которого была тюркского (возможно, булгарского)
происхождения, было организовано посольство халифата в
Булгарское государство. Его участник Ибн Фадлан оставил интереснейшие
«Записки» (Рисале) о путешествии в
булгарские земли.
|
|
|
|
63 Каракорум
|
-
|
Ставка монгольских (татарских) ханов до правления Кубилая
|
|
|
|
64Хариджиты
|
-
|
одна из первых сектантских групп в Исламе.
|